Пн-Пт 9:00-18:00

Главная / Курсы / Основные дезадаптивные стратегии поведения: механизмы формирования и программы помощи («7 смертных грехов» человеческого поведения)

Основные дезадаптивные стратегии поведения: механизмы формирования и программы помощи («7 смертных грехов» человеческого поведения)

Срок обучения:

8 месяцев

Форма обучения:

Онлайн + офлайн

Начало обучения:

21-22 ноября 2025 (3 модуль)

Количество часов:

74 ак. часа

Документ:

Сертификат

Периодичность занятий:

1 раз в месяц (вечер пятницы+ суббота)

Почему одни и те же разрушительные паттерны поведения повторяются из раза в раз — в терапевтическом кабинете, на рабочем месте, в семье? Почему мы избегаем, контролируем, нападаем, растворяемся в других или стремимся быть идеальными, порой вопреки здравому смыслу?

Человеческое поведение не случайно. Даже самые разрушительные его формы когда-то имели адаптивную функцию. Но в условиях хронического дистресса или психотравмирующих событий, под влиянием дисфункциональных схем они теряют гибкость, превращаясь в ригидные стратегии, мешающие жить и разрушающие отношения.

Мы запускаем новый курс, который поможет распознавать, понимать и трансформировать наиболее распространённые дисфункциональные формы поведения, с которыми люди обращаются за помощью.

Этот курс — практический инструмент для психологов, психотерапевтов, и всех специалистов, работающих с людьми. Он помогает глубже понять эволюционную природу устойчивых деструктивных поведенческих стратегий и освоить подходы, позволяющие мягко и эффективно сопровождать клиентов в работе с этими проявлениями.

Курс показывает:
▪️Как работают ключевые формы поведения (избегание, перфекционизм, гиперконтроль и др.) в качестве реакций на дистресс и страдание;
▪️ Где проходит граница между функциональностью и расстройством;
▪️ Как поведение, полезное в одном контексте, становится токсичным в другом;
▪️Как выстраивается стратегия эффективной психологической помощи с учетом эволюционных и защитных функций этих паттернов.

Вы научитесь:

  • Видеть поведение не как проблему, а как попытку справиться с определенными событиями;
  • Анализировать поведенческие стратегии с точки зрения их происхождения, функций и последствий;
  • Применять конкретные инструменты и техники на практике.

Вы изучите:
▪️Почему избегание может быть способом выживания, и как помочь клиенту постепенно соприкоснуться с болезненным опытом для преодоления его негативного влияния на жизнь;
▪️Как диссоциация защищает психику, и что с этим делать в терапии;
▪️Почему самопожертвование часто маскируется под заботу, но разрушает личные границы;
▪️ Как перфекционизм формируется из страха, и почему важно работать не только с «высокими стандартами» но и с уязвимостью;
▪️В чём  эволюционные и психологические корни гиперконтроля, и как создать пространство для доверия;
▪️ Зачем человеку самовозвеличивание, и что скрывается за этим защитным фасадом;
▪️ Как работать с агрессией, не подавляя и не поощряя её разрушительный потенциал.

Этот курс — о том, как понимать, видеть и помогать. Наша программа создает основу для глубокого понимания поведения человека — как в норме, так и при психических нарушениях, — и предлагает работающие стратегии помощи.

За каждым «грехом» — человек, его боль и страдание. И путь к исцелению начинается с понимания.

Ведущие курса:

Дмитрий Дьяков

  • доктор психологических наук;
  • профессор БГУ;
  • официальный представитель Беларуси в Европейской ассоциации КПТ (EABCT);
  • аккредитованный терапевт в КПТ (аккредитация EABCT), схематерапии (аккредитация ISST), EMDR (аккредитация EMDR-Europe), UP (унифицированный трансдиагностический протокол, аккредитация UPI);
  • супервизор, преподаватель EABCT и ISST;
  • научный руководитель Минского центра КПТ.

Екатерина Захарьева

  • врач-психиатр, врач-психотерапевт, психолог;
  • аккредитованный КПТ-терапевт;
  • бизнес-тренер, разработчик корпоративных программ;
  • сертифицированный специалист по эриксоновскому гипнозу.

Анна Мартысевич

  • магистр философии;
  • магистр психологии;
  • кандидат наук,  доцент Белорусского государственного университета;
  • консультант в методологии КПТ.

Максим Маликов

  • клинический психолог, магистр психологии;
  • консультант в методологии  КПТ (повышенный уровень);
  • практик в программе ДБТ для ПРЛ (успешно завершил программу от Behavioral Tech, DBT Intensive Training; лидер команды DBT24);
  • член Правления Белорусской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии.

Лилия Хедина

  • консультант в методологии  КПТ (повышенный уровень);
  • клинический психолог;
  • член Белорусского общества когнитивно-поведенческой терапии.

Структура курса:

8 насыщенных модулей — от общего понимания эволюционной логики соответствующего паттерна адаптации  до конкретных стратегий помощи в работе с каждой формой дисфункционального поведения.

Интенсивность встреч : раз в месяц.
Пятница с 18:30 до 21:00 ( перерыв 15 минут) и суббота с 10:00 до 16:00 (перерыв 20 минут+ обед 60 минут).

1 модуль, «Введение».
Дмитрий Дьяков
19-20 сентября

— Понятие о копинг-стратегиях поведения.
— Функциональные и нефункциональные копинг-стратегии.
— Характеристики дисфункциональных копинг-стратегий.
— Факторы дезадаптивности копинг-стратегий.
— Дезадаптивные копинг-стратегии и дисфункциональные схемы.

2 модуль, «Избегание».
Лилия Хедина (онлайн формат)
24-25 октября

1.Теоретические основы:
— Избегание как часть эволюционной защитной стратегии (реакция «бей, беги, замри»).
— Биопсихосоциальная модель избегания: роль тревоги, стрессовых факторов и дефицита навыков совладания.
— Избегание как форма дезадаптивного копинга в отличие от функционального защитного поведения.
— Поведенческое, когнитивное и эмоциональное избегание — различия и пересечения.
— Последствия хронического избегания: усиление тревоги, нарушение адаптации, снижение качества жизни.

2. Методы выявления и практическая работа:
— Способы выявления и исследования  избегания.
— Когнитивные интервенции (идентификация и реструктуризация убеждений).
— Поведенческие интервенции.
— Экспозиционные техники и десенсибилизация.
— Тренинг толерантности к дистрессу.
— Техники принятия и диффузии (ACT).
— Навыки осознанности и заземления.

3 модуль, «Диссоциация».
Максим Маликов
21-22 ноября

1. Теоретические основы:
— Определение диссоциации. Общие симптомы.
— Эволюционный смысл диссоциации, как стратегии выживания.
— Нейробиологические основы диссоциации.
— Типы диссоциативных расстройств.
— Спектр диссоциативных состояний.
— Связь диссоциативных расстройств и раннего опыта.
— Нормальное «отключение» и диссоциация, как клиническая проблема.
— Негативные последствия диссоциативных состояний.
— Когнитивно-поведенческая модель диссоциации.

2. Методы выявления и практическая работа:
— Способы выявления и исследования диссоциации.
— Стратегии работы с диссоциацией в КПТ: когнитивные и поведенческие техники.
— Навыки стрессоустойчивости и эмоциональной регуляции.
— Навыки осознанности.
— Возможности профилактики и самопомощи.

4 модуль, «Самопожертвование».
Лилия Хедина (онлайн формат)
12-13 декабря

1. Теоретические основы:
— Самопожертвование как эволюционно обусловленное поведение (альтруизм, родственный отбор, кооперация в группе).
— Биопсихосоциальная модель: влияние семейного контекста, воспитания, личности и социальных ожиданий.
— Схематерапевтическая концепция: схема самопожертвования и схема покорности.
— Внутренние установки и копинг-стратегии, лежащие в основе самопожертвования.
— Психологическая цена хронического самопожертвования.
— Роль стыда, вины в формировании поведения.

2. Методы выявления и практическая работа:
— Способы выявления и исследования самопожертвования.
— Когнитивные техники реструктуризации убеждений.
— Тренинг ассертивности и границ.
— Работа с внутренним критиком и чувством вины.
— Поведенческие эксперименты.
— Эмоционально-образные техники (схематерапия).
— Навыки самосострадания.
— Техники принятия (ACT).
— Работа с режимом «внутреннего заботливого родителя».

5 модуль, «Перфекционизм».
Максим Маликов
23-24 января

1. Теоретические основы:
— Определение перфекционизма. Виды перфекционизма.
— Клиническая картина перфекционизма.
— Связь с психическими расстройствами (тревога, депрессия, ОКР и др.).
— Когнитивная модель перфекционизма.
— Нейробиологические аспекты перфекционизма.
— Базовые убеждения перфекциониста.
— Поведенческие паттерны и эмоциональные последствия перфекционизма.

2. Методы выявления и практическая работа:
— Способы выявления и исследования перфекционизма.
— Стратегии работы с перфекционизмом в КПТ.
— Когнитивные и поведенческие техники при работе с перфекционизмом.
— Работа с внутренней критикой.
— Профилактика рецидивов и методы самопомощи.

6 модуль, «Гиперконтроль».
Анна Мартысевич
27-28 февраля

1. Теоретические основы:
— Эволюционный смысл функции контроля.
— Формы дисфункционального контроля: гипо- и гипер-контроль.
— Связь гиперконтроля и тревоги.
-Причины дезадаптивности контролирующего поведения.
-Социальные, психологические и физиологические последствия гиперконтроля.

2. Методы выявления и практическая работа:
— Способы выявления и исследования гиперконтроля.
— Определение поддерживающих проблему процессов, в основе которых лежит гиперконтроль.
— Выявление правил жизни и убеждений, стоящих за гиперконтролирующим поведением.
— Стратегии психологической помощи при  гиперконтролирующем поведении.
— Функционализация правил жизни.
— Когнитивная работа с убеждениями, поддерживающими гиперконтролирующее поведение.
— Техники принятия неопределенности.
— Поведенческие эксперименты.
— Оценка преимуществ старого и нового правил жизни и связанных с ними паттернов поведения.

7 модуль, «Самовозвеличивание».
Екатерина Захарьева
27-28 марта

1. Теоретические основы:
— Самовозвеличивание как копинг-стратегия.
— Отличие здоровой самооценки от нездоровой.
— Основные проявления самовозвеличивания.
— Схемы, обслуживающие самовозвеличивание.
— Роль детского опыта в формировании самовозвеличиваюшего поведения.
— Психологические аспекты стыда и уязвимости в контексте самовозвеличивания.

2. Методы выявления и практическая работа:
— Способы выявления и исследования самовозвеличивания.
-Когнитивно-поведенческие интервенции.
-Экспериенциальные техники.
-Развитие здоровой самооценки.

8 модуль, «Агрессия».
Екатерина Захарьева
17-18 апреля

1. Теоретические основы:
— Агрессия как копинг-стратегия .
— Виды агрессивного копинга.
— Отличие здоровой агрессии от дезадаптивной. Ассертивное поведение.
— Ранние дезадаптивные схемы и режимы, поддерживающие агрессию.
— Психологические аспекты гнева и его функции в контексте агрессии как копинг-стратегии.

2. Методы выявления и практическая работа:
— Способы выявления и исследования агрессии.
— Когнитивные техники работы с агрессией.
— Эмоциональная регуляция.
— Эмоционально фокусированная работа.

В конце курса предусмотрен итоговый тест.

Стоимость: 300 BYN за модуль.
При оплате всего курса единовременно — 2040 BYN (15% cкидка).

По всем возникающим вопросам вы можете связаться с Анастасией Пановой (телеграм [ссылка активна], тел. +375333723778)

Документ об окончании обучения

Образец сертификата об окончании обучения

По окончании курса и выполнении всех требований слушателю выдаётся сертификат Минского центра КПТ и сертификат об обучении государственного образца.

Отзывы о Центре

Отправить запрос на обучение

Регистрация

Лист ожидания

Ваш запрос успешно отправлен