КПТ детей и подростков

Частой причиной обращения к детскому когнитивно-поведенческому терапевту являются нарушения в поведении ребенка (агрессивность, нарушение общепринятых норм, конфликты со сверстниками и т.д.), а также эмоциональные проблемы, которые замечают родители или педагоги. 

Проблемы в поведении детей и подростков находятся в прямой зависимости от социальных, психологических и материальных условий в которых происходит их рост и развитие. Поэтому одной их основных задач детского психолога, работающего в методе КПТ, является целенаправленная оптимизация условий окружения, с которым ребенок взаимодействует в семье и образовательных учреждениях.

Важной частью детской когнитивно-поведенческой терапии является психообразовательная работа, проводимая как с самим ребенком, так и с родителями и другими значимыми взрослыми, направленная на улучшение коммуникации в семье, развитие воспитательных навыков родителей, уменьшение количества стрессогенных ситуаций в близком окружении ребенка.

Сотрудничество когнитивно-поведенческого терапевта с родителями, воспитателями и учителями имеет большое значение для выявления и устранения причин проблемного поведения. Психологические мероприятия в методе КПТ часто проходят непосредственно в тех условиях, в которых находится ребенок в  данный момент (дом, школа или детский сад). Детская когнитивно-поведенческая психотерапия основана на коррекции процессов мышления ребенка – то есть восприятия и интерпретации им информации, а также на формировании навыков адаптивного поведения.

Психолог, работающий в методе КПТ, в процессе взаимодействия с ребенком побуждает его к активной познавательной деятельности и предлагает примеры конструктивного поведения в знакомых или новых обстоятельствах. В качестве поощрения желательного поведения ребенка и для стимуляции его дальнейшего использования применяются ободряющие высказывания и специальная система вознаграждений как на самой сессии, так и между встречами с привлечением родителей и значимых взрослых.

Формирование новых моделей мышления и навыков поведения во время когнитивно-поведенческой терапии особенно успешно помогает справляться с депрессией, тревожно-фобическими и обсессивно-компульсивными расстройствами, а также позволяет значительно снизить частоту и интенсивность симптомов при многих других состояниях.