+375 (29) 119-39-39
Пн-Пт 9:00-18:00
Мифы о КПТ: правда и разоблачения. Часть 3
Миф № 3. «Терапевтические отношения не важны для когнитивно-поведенческого терапевта. Важен протокол и правильное использование техник». Действительно, часто можно услышать именно такую оценку роли и места терапевтических отношений и связанных с ними принятия и эмпатии в КПТ .
Давайте разберёмся , так ли это.
Начать предлагаю в сократическом стиле, причём в формате вынесенного во вне внутреннего диалога : ). Давайте ответим себе на вопрос: важна ли эффективность терапии для когнитивно- поведенческого терапевта?
— Разумеется, важна.
— А влияет ли на эффективность когнитивно-поведенческой терапии то, будет ли клиент
достаточно открытым и доверяющим?
— Конечно, влияет.
— Пойдёт ли пациент в пугающий его опыт экспозиции, не имея доверия к своему терапевту?
— Маловероятно.
— А влияет ли на его открытость и готовность обсуждать не всегда комфортные темы, опыт детской травмы или неудовлетворения базовых потребностей то, доверяет ли он своему терапевту?
— Разумеется, влияет.
— Эмпатия и валидация, которые становятся возможными в условиях хорошо выстроенных терапевтических отношений, важны ли они для успеха терапии?
И здесь большинство когнитивно-поведенческих терапевтов, DBT и, особенно, схема-терапевтов также ответят «разумеется».
А почему они так ответят? Некоторые будут опираться на свой опыт, другие сошлются на
результаты исследований. Давайте и мы поступим так же.
Исследования свидетельствуют, что эмпатия и безусловное позитивное внимание являются типичными качествами для КП-терапевтов (Wright & Davis, 1994 ) и высоко ценятся их клиентами (Ackerman & Hilsenroth, 2003).
Качество терапевтических отношений является фактором эффективности когнитивно-
поведенческой терапии (Lambert & Bergin, 1994; Orlinsky et al., 1994). Чэддок, резюмируя своё исследование, заключает, что в краткосрочной терапии, например, в КПТ низкой интенсивности (КПТ+), межличностные факторы играют даже большую роль, чем в рамках долгосрочных интервенций (Chaddock, 2013).
Выявлено, что клиент больше доверяющий терапевту – лучше выполняет домашнее задание, что позволяет ему добиться лучших результатов. (Kazantzis, Whittington & Dattilio, 2010).
Важно также отметить, что сообщества специалистов и влиятельные организации в области подготовки и аккредитации когнитивно-поведенческих терапевтов большое внимание уделяют развитию терапевтических отношений. Так, согласно одному из критериев аккредитации терапевта Британской ассоциации КПТ (BABCP) , специалист должен «демонстрировать знание и понимание специфики терапевтических отношений, а также умение развивать, поддерживать и завершать эти отношения».
В ставшем уже классическим оксфордском учебнике по КПТ Д.Вестбрука (с соавторами),
переведенном в прошлом году членами нашей ассоциации, терапевтическим отношениям
уделена огромная глава в 11 разделов на 30 страницах. Дэвид отмечает, что «Хороший
когнитивный терапевт должен обладать теплотой, эмпатией, искренностью и безусловным
позитивным отношением к клиенту» (D.Westbrook , 2011)
Можно было бы сказать, что важность терапевтических отношений в КПТ стали осознавать только сейчас, но значение отношений между терапевтом и клиентом для продуктивного «терапевтического сотрудничества» подчеркивал еще Арон Бек (Beck et al., 1979, р. 45). В то же время, необходимо отметить, что, согласно исследованиям, способность выстраивать качественные терапевтические отношения является пусть и обязательным, но не единственным и не основным фактором успеха терапии (Roth & Fonagy, 2005).
ψ
Резюмируя, следует сказать, что терапевтические отношения в когнитиво-поведенческой терапии являются пусть и не определяющим, но безусловно очень важным фактором эффективности терапии. Это хорошо осознается и всецело признаётся как классиками и актуальными лидерами нашего подхода, так и линейными когнитивно-поведенческими терапевтами по всему миру.
Признаётся и воплощается в непосредственной практике. Причём в рамках третьей волны КПТ (схема-терапия, ACT, CFT, Mindfulness -фундированные программы) этот фактор приобретает даже большее значение, чем в «классическом» КПТ.
Дмитрий Дьяков, кандидат психологических наук