Депрессия и серотонин: связи не выявлено!

«Мы полагаем, пришло время признать, что серотониновая теория депрессии не имеет эмпирического подтверждения» – к такому выводу пришла группа исследователей из нескольких Британских университетов после обширного «зонтичного» обзора данных более чем тридцати крупных исследований, метаанализов и систематических обзоров, проводившихся с 2007 по 2020 годы. 

Серотониновая гипотеза патогенеза депрессии на сегодняшний день является одной из основных. Предложена она была ещё в 1960-х годах, а наибольшую известность приобрела в 1990-х с появлением антидепрессантов группы СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина). Трудно переоценить степень цитируемости и влиятельности этой гипотезы. А антидепрессанты СИОЗС сегодня являются медикаментами первой линии при лечении депрессии.

ψ

Целью нового «зонтичного» обзора соответствующих исследований было обобщение имеющихся доказательств и попытка установить, подтверждается ли роль серотонина в этиологии депрессии. Учёные определили шесть областей, имеющих отношение к исследуемому вопросу: серотонин и метаболит серотонина 5-HIAA, серотониновые рецепторы, транспортер серотонина SERT, истощение триптофана, ген SERT, а также взаимодействие гена SERT и стресса при депрессии. При этом из обзора были исключены исследования послеродовой депрессии, депрессии при биполярном расстройстве и депрессии при соматических нарушениях, таких как инсульт или болезнь Паркинсона.

Согласно выводам исследователей, нет убедительных доказательств связи депрессии с низкой концентрацией серотонина и уровнем его активности, поскольку в большинстве исследований показатели уровня этого вещества были одинаковы как у людей с депрессией, так и без неё. Также можно исключить связь между генотипами, связанными с серотониновой системой и депрессией, включая предполагаемое влияние стресса. И хотя в исследованиях рецепторов серотонина 5-HT1A и уровней транспортёров SERT были получены «слабые» данные, указывающие на возможную связь между повышенной активностью серотонина и депрессией, велика вероятность, что предшествующий приём антидепрессантов испытуемыми оказал большое влияние на результаты. Что же касается истощение триптофана, то описываемые эффекты также могут быть опосредованы антидепрессантами, а дополнительное введение триптофана имеет эффект, близкий к плацебо.

Вместе с тем авторы статьи делают интересное замечание, что приём антидепрессантов приводит к снижению уровня серотонина в плазме крови. Кроме того, вероятно, что данные о снижении плотности серотониновых рецепторов указывают на наличие компенсаторной адаптации к эффектам антидепрессантов. По мнению авторов, это свидетельствует о том, что при длительном приёме антидепрессанты могут вызывать компенсаторные изменения, противоположные их эффектам. Авторы считают, что необходимы дальнейшие исследования физических и психологических последствий длительного приёма лекарств.

Почему это важно?

Принятие теории возникновения депрессии как результата химического дисбаланса ложится в основу убеждения, что эффективное излечение возможно лишь при приёме антидепрессантов. Это влияет на понимание механизмов собственного настроения как чего-то, что невозможно регулировать без постороннего вмешательства. Это приводит к пессимистичному взгляду как на возможности саморегуляции настроения, так и на возможный исход депрессии. Слишком большая опора и вера в действенность антидепрессантов влияет на решение о продолжении или прекращении медикаментозного лечения и может приводить к пожизненной зависимости от препаратов.

 

Подготовила Александра Бервинская

Оригинальное исследование: https://www.nature.com/articles/s41380-022-01661-0 (The serotonin theory of depression: a systematic umbrella review of the evidence // Nature, июль, 2022)